Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Адрес456800, Челябинская область, Верхний Уфалей, Карла Маркса, 135, А

Контакты
Loading...

Музей

 Из истории МБОУ

«Средняя общеобразовательная

школа №6»

        В истории русской школы бывали периоды, когда общественное мнение вдруг с особым интересом обращается к школе, к проблемам воспитания.  Такой  повышенный интерес отмечался и после событий октября 1917 года. Коренные изменения всех сфер жизни общества не могли обойти народного образования. Вокруг школы, образования,   воспитания   нового   поколения      велись бесконечные разговоры.  Реформа  обсуждалась, критиковалась, равнодушных, казалось,  не  было.  Общее стремление, общая мечта о хорошо воспитанных, честных, трудолюбивых детях, общее представление об Учителе должны были найти свое отражение на практике.

        Именно в этой ситуации,  в этот момент и появляется в Уфалее  новая,  первая за годы советской власти, начальная школа № 15. Она открыла свои двери для учеников в 1926 году и главной своей задачей ставила ликвидацию неграмотности. Школа была маленькой, деревянной, больше похожей на одноэтажный барак, на  берегу Уфалейки. Остро стоял вопрос обеспечения учащихся учебными принадлежностями, в том числе букварями. Однако школа работала, выполняя решения ЦК ВКП (б) о школе и добилась присвоения  ей имени русского писателя АМ Горького. Сейчас трудно сказать,  как иногда это произошло (сведений об этом событии не сохранилось), но к 1 сентября  1929г.,  когда  в школу пришёл новый заведующий школой - Уткин Дмитрий Васильевич, она уже носила имя Горького А.М. Новый заведующий вдохнул в жизнь школы много свежего, новаторского, отдал ей часть своей души.
        Уткин Дмитрий Васильевич родился  19  августа 1904 года на Н.Уфалее в большой, дружной семье (5 братьев и сестра). После революции семья переезжает в В.Уфалей и покупает дом на улице Якушева. В 1918 г. Дмитрий Васильевич окончил Уфалейское высшее начальное училище (1872 г.. в В.Уфалее было открыто городское училище с 6-летним сроком обучения, с 1912 г. оно стало высшим начальным училищем), прошёл испытательный стад пед.работы в школе, а в 1929 году стал заведующим начальной школы № 15 им. Л.М.Горького. Ликвидация неграмотности, политехнизация школы, поднятие качества учебы и сознательной дисциплины - вот основные задачи, стоявшие перед школой в 30-е годы. Выполняя постановление 17 партийной конференции по ликвидации неграмотности и превращению Урала в область сплошной грамотности, требовалось 1836 неграмотных и 1919 малограмотных охватить всеобучем, (на 1 января 1933 г.).
        Политехнизация школы включала в себя сочетание учебной работы с ознакомлением с основами производства. Начальная школа № 15 заключает договор с доменным цехом Никелевого комбината: учащиеся устанавливают над рабочими культурное шефство, а те, в свою очередь, разрабатывают программу производственного обучения на базе мастерских.
        Но основным в работе школы оставалось поднять качество учебы к сознательной дисциплины. Для решения этих задач в школе было организовано 15 ударных бригад в количестве 134 человек, из которых 85 лучших ударников были прикреплены к отстающим, с которыми велась плановая работа под руководством педагогов.
        Для искоренения всех недостатков в учебе были предприняты и следующие меры: фамилии лучших учеников вывешивали на доску; если ученик грязно пишет, то его фамилию вывешивали в "списке грязнуль". Организовывались соц.соревнования, между учащимися заключались соц.договоры, а преподаватели на каждый квартал давали самообязательства по подтягиванию отстающих через дополнительные занятия. Какой же была школа в 30-е г. ?
        Занятия начинались в 8.30 и предусматривалось не более 32 (по 45 мин.) уроков в декаду. Между уроками - 10 мин. перерыв, обеденный перерыв - 30 мин. В "Уфалейском рабочем" за 1933 г. отмечается, что "горячие завтраки в школах низкой питательности, обычно суп с капустой или крупой и каша. Мясных и сладких блюд почти не бывает (1-3 блюда в 2 месяца). Не имеется в достаточном количестве чашек и ложек. Бывают случаи, когда в суп попадает мусор".

        Запрещалось сдваивать уроки и отмена перемен. Занятия в школе должны были заканчиваться не позднее 6. часов вечера (при двухсменке). На домашнее задание школьники должны были расходовать не более 30-45 мин. В выходные дни категорически запрещались какие-либо занятия, заседания, собрания, экскурсии, только прогулки и занятия спортом.
        Очень широко в школе была поставлена и воспитательная работа: между учащимися были распределены обязанности:
санитарные бригады, хозяйственные, культурные, учебно -производственные. Работали кружки: рукодельный, переплетный, моделистов, музыкальный, физкультурный. Каждый школьник мог иметь не более одной выборной нагрузки (но и не менее), а детские собрания и заседания должны были проходить в живой форме, доступной и занимательной для детей и не превышать 30 минут. В том, что начальная школа №15 им. А.М.Горького работала строго в соответствии с вышеперечисленными положениями говорит уже тот факт, что ее заведующий Уткин Дмитрий Васильевич неоднократно был премирован за успехи в работе, о чём свидетельствуют записи в его трудовой книжке:
  -     1931 г. - премирован денежной суммой в размере 100 руб;
  -     1932 г. - путёвкой на курорт Карасан;
  -     1934 г. - денежной суммой в размере 200 руб;
  -     1935 г. - отрезом шевиота на костюм;
  -     1 мая 1938 г. удостоен звания учителя начальной школы.
        В 30-е годы начальная школа №15 переезжает в новое здание на углу улиц Ленина и Уфалейская, но и этого помещения вскоре  становится мало, Дмитрий Васильевич вместе с учениками и их родителями начинают её расширять, пристраивая второй (каменный) этаж.
        В 1940 г. Д.В.Уткин был переведен на должность зав. Уфалейским РОНО, а на его место была назначена учительница начальных классов школы - Девятова Анна Викторовна. Школа жила своей беспокойной жизнью и ничего не говорило о надвигающейся опасности.
        В апреле - мае 1941 г, в школе прошел месячник по посадке деревьев, каждый должен был посадить не менее 5 деревьев.
        20 мая начались проверочные испытания, в связи с этим в "Уфалейском рабочем" появляется статья Д.В. Уткина, уже зав. РОНО, где он осуждает методы работы нового директора: "В начальной школе (директор тов. Девятова) по утвержденному расписанию вместо 5 уроков, ежедневно дополнительно проводят по два часа вечерами занятия. 8 часов в школе и 2-3 часа домашней подготовки, устают и учащиеся и учителя..." "...наша школа №15 заканчивает учебный год и подводит итоги своей годичной работы по 1,2,3 классам. Мой класс, заканчивает учебный год к дню выборов депутата в Верховный Совет РСФСР идёт со 100 * успеваемостью" (Г.Шулятикова).
        Родители учащихся 3 "Б" класса выражали благодарность учителю с 43-летним стажем работы народным учителем за внимательное отношение и умелый подход к учащимся, за крепкие знания и отличную дисциплину. Таким учителем начальной школы №15 был Александр Николаевич Астахов.
Но были и такие статьи: "... Письменные работы - диктант 4 классов 15 школы у учительниц Бажовой, Курляндской дали значительный? плохих работ, отсюда и недостаточные знания учащихся..."
        В целом же истекший учебный год(1941) школа работала в более лучших условиях: увеличился учебный инвентарь, школа пополнилась новыми учебниками, тетрадями, стабилизировались учительские кадры.
1941 г. 22 июня. ВОИНА.
        Она перевернула всю жизнь.
        28 августа 1941 г. уходит на фронт Уткин Д.В., оставив дома жену, 9-летнего сына и дочь 4-х лет. Он попадает а артиллерийскую часть на Карельском фронте. Перед самой войной Д.Б.Уткин вступил в партию и на Фронте становится парторгом полка.
        Всю войну во главе школы стоит Девятова А.В., за что впоследствии будет награждена Орденом Ленина - одной из самых высоких наград Советского Союза. А занятия I сентября 1941 г. в школе начинаются традиционно "... с проверки явки учащихся на занятия. В школе выпущена газета "За учебу", которая призывала учащихся в дни Великой Отечественной войны учиться на отлично, с тем, чтобы успешно закончить учебный год, заниматься сбором металлолома, столь нужного стране для уничтожения ненавистного всем врага - германского фашизма".
  Перед школой была поставлена задача воспитывать детей в духе советского патриотизма, любви и преданности к большевистской партии, своей Родине, ненависти к врагу. Помимо учебы, на протяжении всей войны, учащиеся школы принимали активное участие в мероприятиях помощи фронту: организовывали сбор теплых вещей для фронтовиков (собирали носки, варежки, шерсть, сдавали свои завтраки - булочки, заранее превратив её в сухарь), помогали взрослым на производстве (подметая цеха), участвовали в уборочных работах в колхозах и в подсобных хозяйствах района, в школе 'было развернуто "...соц.соревнование - лучше овладеть знаниями, укрепить дисциплину, помогать матери - Родине быстрее разгромить врага...". Активно участвовали школьники в сборе средств на постройку танковой колонны им. 25 годовщины Октября, посылали на Фронт посылки от класса, устраивали концерты в госпитале, - расположившемся в здании нынешней с/шк № 2.
        За  годы войны школа не пополнялась учебными пособиями, тетрадями. Война принесла только горе, лишения, потери. У многих учащихся отцы не вернулись с фронта, они вынуждены были пропускать занятия, помогая матери по хозяйству. Не вернулся с фронта и Д.В.Уткин. Он был убит сколком снаряда. 21 августа 1944 г. погиб капитан, кавалер ордена Красной Звезды, парторг полка - Уткин Д.В. схоронен в г.Мадона Латвийской ССР.
        Пока трудно сказать, когда начальная школа № 15 получает статус неполной (семилетней) средней школы И' 2 (видимо, в годы войны), но вот в "Уфалейском рабочем" за 4 юля 1946 года  она уже упоминается  как нсш №2. Речь идет о подготовке школы к новому, первому послевоенному году: "Благородный пример, заслуживающий всяческой поддержки, коллектива Уфалейского литейно-механичесного   завода (директор тов.Лейбензон) который, шефствуя над неполной ср.школой № 2, вместе с директором школы т.Поповой, производит необходимый ремонт школы и готовит её к новому учебному году". И учебный год начинается празднично, линейки, где директор поздравляет учащихся с наступившим 1946-47 учебным годом, призывая ребят "быть такими дисциплинированными, какими являются отцы, братья и сестры, отстоявшие независимость своей Родины, бороться за владения знаниями так, как ведут борьбу сов. люди за выполнение 4-й сталинской пятилетки". Начинались школьные будни. А война оставила и такую память: "За доблестный руд в ГОДУ войны" награждены медалями:  Анфилофьева Манефа Петровна за большую работу с классом как классный руководитель, мастер своего дела, упорно работающая над собой; Братенкова Матрена Васильевна за прекрасное знание своего предмета, хорошее владение классом и методикой, делающая большое внимание успеваемости, воспитанию и привитию культуры.
        Мирная жизнь чувствовалась повсюду: упорная учеба сочеталась с активным отдыхом: проводились городские спартакиады, смотры худ. самодеятельности, турниры шахматистов и шашистов, экскурсии в г. Челябинск и г. Свердловск, работали кружки  в домах пионеров, демонстрировались к/Ф для детей: Рядовой Александр Матросов","Красный галстук","Белеет парус одинокий"...

        Поиск, преодоление, радость побед  и горечь поражения. Первые шаги всегда невероятно трудны, результаты их порой противоречивы, но иначе и быть не может И лишь искренняя преданность своему делу, мудрость и доброта учительского сердца позволяют школе жить, развиваться.

        С 1962г. – восьмилетняя №4, с 1977 – десятилетняя №6, с 1995 - муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6», с 2010г.- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»,

        Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №6»  сегодня 85 лет! За восьмидесятипятилетний период своего существования у коллектива школы, как и у различных активно взаимодействующих с ней  субъектов сложились устойчивые представления о ее месте и назначении в образовательном пространстве города, как учреждения, осуществляющего целенаправленную подготовку учащихся к труду, реализующего тем самым право детей, имеющих образовательные потребности, на удовлетворяющее эти потребности качественное образование.

       Сегодня в школе работает 30 учителей, все высшей и первой категории.

  • Имеют звание: «Заслуженный учитель РФ» - 1 чел,
  • Награждены Орденом Трудовой Славы – 1 чел,
  • Награждены знаком «Почетный работник общего образования РФ» - 2 чел,
  • Награждены знаком  «Отличник народного просвещения» - 6 чел,
  • Лауреатов премии Президента РФ за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование – 2 чел.

        Учебный процесс сегодня подчинен тому, чтобы «с огромной скоростью двигаться к миру, в котором умение учиться, обобщать, анализировать и переносить знания из одной предметной области в другую станут залогом того, что человек обретет профессиональный успех».

        Разработана и запущена Программа информатизации МБОУ «СОШ №6», информационные технологии активно внедряются в учебно-воспитательный процесс.

        Сегодня, как никогда, очень важно учить всех, именно поэтому в школе реализуется «Программа организации учебного процесса с различными группами учащихся». Она содержит формы и методы работы с мотивированными учащимися, с учащимися низкой мотивации. «Программа формирования активного чтения у учащихся», поскольку сегодня оптимальный темп чтения, смысловой анализ текста играют существенную роль в успешном обучении  учащихся, «Программа деятельности по укреплению здоровья учащихся» содействующая всестороннему развитию и сохранению здоровья ребенка.

        Дифференцированное обучение – вот средство достижения наших целей.

        В основе развития личности ребенка – формирование общеучебных умений и навыков.

        Научение формулировке способа действия, выделение главного в любой информации, классификация и основы анализа, обучение динамическому чтению, повышение скорости письма и счета – вот неполный перечень того, чему и как учат.

        Новейшие технологии позволяют успешно осуществлять исследовательскую деятельность, внедрять технологию проектной деятельности учащихся.

        Результатом являются  выступления в научно – исследовательских конференциях на городском и областном уровнях. (Успешные!)

        Школьное радио и телевидение, программа самоуправления, фестиваль театрального искусства!

        Важно заметить – все это касается каждого – от мала до велика.

        Учащиеся  МБОУ «СОШ №6» могут быть в целом охарактеризованы как хорошо воспитанные, мотивированные на достаточно высокие учебные результаты и позитивно относящиеся к школе.

        Среди учащихся школы  победители

  • Российского этапа Лермонтовского конкурса военно-патриотической поэзии «Люблю Отчизну я…»  (1место)
  • Всероссийского конкурса, посвященный 60-летию Победы «А память нам покоя не дает…»
  • Всероссийского конкурса образовательных и социальных проектов «Свой мир мы строим сами»,
  • Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги»  ( медаль «Вдохновение»)
  • Победители  всероссийских, областных, городских предметных  олимпиад и конкурсов.

        Школа – это непостижимый мир. Предстает он во всем многообразии вечных начал добра, юности, прогресса, самой жизни. Что бы ни говорили сегодня о проблемах школьного образования, тот, кто близок к школе, знает, школа живет, живет полной жизнью.

        Смех, слезы, первая любовь, верные друзья, неуверенность в себе, способность преодолеть страх, невероятные открытия – все это наше, школьное. Неужели кто-то сможет забыть?

  • ежедневный учебный труд,
  • радостные улыбки после каникул – соскучились,
  • напряжение в конце четверти – устали,
  • гордость за выпускников в жарком июне (пусть всегда будет так).

        У нас умные, красивые дети. У нас любимая школа. У нас учителя – труженики и романтики. Наши проблемы решаемы.

 Хронология

Начальная

школа №15

                  Семилетняя

                       школа   №2

                                    Восьмилетняя

                                             школа №4

                                                          МОУ "Средняя

                                                                        школа №6

p19_liniya.jpg

 1926             1939            1962               1977

Директора школы

Школа – это корабль, который плывет по волнам знаний.

Каждому кораблю нужен свой капитан. 

 

 1926-1940  Уткин Д.В
 1940-1945  Девятова А.В.
 1945-1951  Попова Ф.М.
 1951-1953  Сухоруков Н.И.
 1953-1961  Скачкова Г.В.
 1961-1963  Минеева З.В.
 1963-1965  Попов П.Д.
 1965-1970  Петрова З.А.
 1970-1971  Ермакова К.П.
 1971-1977  Курушин Н.И.
 1977-1978  Федин Н.М.
 1978-1980  Суслова Р.П.
 1980-1981  Вешкурцева А.И.
 1981-1984  Черепанова М.Ю.
 1984-1985  Шерстнева М.В.
 1985-1997  Макаренко Т.И.
 1997-...  Андреева М.В.

Педагоги-ветераны

 

"ШКОЛА -ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ!"

30.11.2020

В рамках празднования Дня рождения школы было решено запустить цикл видео-воспоминаний ветеранов школы. Они поделятся с нами как попали в школу, в профессию и многое другое...

Читать далее